Работа бригады скорой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях

работа СМП в ЧСОбъём и тактика мероприятий специалистов станции / подстанции / отделения СМП в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) определена:

  • «Планом медико-санитарного обеспечения населения субъекта РФ в чрезвычайных ситуациях», «Планом медико-санитарного обеспечения населения муниципального образования в чрезвычайных ситуациях»;
  • нормативно-правовыми и методическими документами федерального, субъектового, муниципального, объектового уровней.

 

Учитывать характеристику объекта (вид, величину и др.), условия, при которых сложилась техногенная ЧС, вид поражающего фактора:

  • химически-опасный объект;
  • радиационно-опасный объект;
  • пожароопасный и взрывоопасный объект;
  • вид транспорта: железнодорожный, авиационный, автодорожный, водный;
  • гидродинамически опасный объект: плотина, дамба, шлюз;
  • коммунально-энергетические сети и т. п.

 

Учитывать характеристику территории (вид, величину и др.), условия, при которых сложилась природная ЧС, вид поражающего фактора при: геологической, метеорологической, гидрологической, природных пожарах и т. п.

 

Учитывать характеристику объекта, территории (вид, величину и др.), условия возникновения социальной ЧС, вид поражающего фактора: массовые беспорядки, терроризм, межэтнические конфликты, случаи группового травматизма при проведении культурно-массовых мероприятий и т.п.

 

Особенности оказания помощи в ЧС

 

  • Чёткие и грамотные действия руководителей и персонала СМП позволят сократить фазу ситуационной дезорганизации.
  • Выездной персонал бригады СМП несёт ответственность за психологическое состояние пострадавших, предотвращение паники среди населения.
  • При ликвидации последствий техногенных, природных и социальных ЧС преобладают хирургические виды экстренной медицинской помощи.

 

Фельдшеру ППВ действовать по алгоритму:

  • принять и уточнить информацию о ЧС: адрес и/или опознавательные координаты места ЧС, вид, время начала ЧС, количество пострадавших и наличие погибших, из них детей;
  • зарегистрировать информацию о ЧС, уточнить источник информации: Ф. И. О., должность, звание, номер телефона лица, передавшего информацию о ЧС;
  • направить бригаду / бригады СМП на место ЧС с учётом информации о ЧС;
  • оповестить руководителей ЛПУ, ТЦМК, МЧС, МВД и других участников ликвидации последствий ЧС по утверждённой схеме;
  • выполнять распоряжения руководителя ЛПУ;
  • запросить информацию о ЧС у бригады СМП, первой прибывшей в зону ЧС, с целью определения потребности в силах и средствах;
  • оповестить приёмное отделение ЛПУ о поступлении человек, из них детей с повреждениями хирургического профиля;
  • регулярно ч/з 15-20 минут или по ситуации запрашивать у бригады СМП и фиксировать информацию о ЧС (количество пострадавших, из них детей, тяжесть состояния, эвакуационные направления);
  • информировать руководителей ЛПУ и ТЦМК о текущих результатах работы в ЧС;
  • проводить регулярный обмен информацией о ЧС со службами, участвующими в ликвидации последствий ЧС;
  • вести учётно-отчётную документацию в ЧС установленной формы: Журнал для регистрации ЧС; Форма 165/у-05 «Донесение о ЧС (первичное)».

 

Руководителю станции / подстанции / отделения СМП принять решения:

  • по сбору руководителей и специалистов СМП;
  • усилению диспетчерской службы фельдшерами ППВ;
  • использованию дополнительных средств связи для работы в ЧС.

 

Руководителю СМП

  • Доверьте проведении сортировки наиболее опытному, психологически подготовленному специалисту.

 

Порядок и особенности работы бригады СМП по ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, ЧС на режимном объекте определены в соответствии с нормативно-методическими документами, отражающими взаимодействие медицинских формирований режимного объекта / опасного производственного объекта и СМП муниципального района.

 

Бригадам СМП, работающим в зоне ЧС, соблюдать правила:

  • Единоначалие и дисциплина. Подчиняться руководителю спасательных работ или др. уполномоченному специалисту, первому прибывшему на место ЧС.
  • Соблюдать безопасность: собственную, пострадавших, санитарного транспорта. Помнить о том, что бригада СМП в очаге ЧС не работает. Любую медицинскую помощь начинать с обеспечения личной безопасности.
  • Дислоцироваться как можно ближе к очагу ЧС, на его границе, на пути основного потока пострадавших из очага ЧС, но в безопасном месте. При наличии руководителя спасательных работ дислоцироваться по его распоряжению.
  • Докладывать информацию о ЧС фельдшеру ППВ регулярно, кратко, информативно и достоверно.
  • Бригаде СМП, первой прибывшей в зону ЧС, принять на себя руководство по ликвидации медицинских последствий ЧС до прибытия старшего руководителя, уполномоченного руководить ликвидацией медицинских последствий ЧС.
  • Давать распоряжения подчинённым чёткие, конкретные, рациональные.
  • Сортировать пострадавших в соответствии с приоритетами экстренной медицинской помощи. Помнить, что сортировка не должна задерживать оказание помощи, в т. ч. эвакуацию. Сортировку проводит наиболее опытный специалист.
  • Оказывать экстренную медицинскую помощь пострадавшим в соответствии е сортировочными решениями.
  • Бригаде СМП, принявшей на себя руководство медицинскими спасательными работами, быть в зоне ЧС до завершения эвакуационных мероприятий или прибытия старшего руководства и получения разрешения покинуть зону ЧС.
  • Действовать смело, но без суеты. Не нарушать технику безопасности.

 

Бригаде СМП, первой направленной в зону ЧС, действовать по алгоритму:

  • взять укладку для оказания помощи пострадавшим в ЧС и СИЗ по показаниям;
  • незамедлительно выехать в зону ЧС;
  • выбрать оптимальный маршрут движения к месту ЧС для максимального сокращения фазы изоляции;
  • доложить фельдшеру ППВ о прибытии в зону ЧС;
  • в зоне ЧС соблюдать меры безопасности;
  • провести медико-тактическую разведку;
  • доложить фельдшеру ГТПВ предварительную информацию о ЧС.

 

Посредством медико-тактической разведки собрать данные о ЧС:

  • Где? Точное месторасположение очага ЧС (адрес, опознавательные координаты, состояние подъездных путей, рельеф) местности и т. п.).
  • Что? Причины, вид ЧС.
  • Когда? Время начала ЧС.
  • Кто? Наличие людских потерь, их структуру. Места возможного нахождения пострадавших. Условия розыска и извлечения пострадавших из очага ЧС. Возможность дополнительного поступления пострадавших из очага ЧС. Профиль повреждений, тяжесть состояния, наличие детей.
  • Почему? Наличие опасных факторов в очаге ЧС; характер пострадавшего объекта; погодные условия на месте ЧС: атмосферные осадки, температура окружающей среды, направление и скорость ветра (примерно) и др. (по возможности).

 

Бригаде СМП, первой прибывшей в зону ЧС, взять руководство ликвидацией медицинских последствий ЧС на себя до прибытия старшего руководителя, действовать по схеме:

  • организовать медицинский пост и сбор пострадавших;
  • провести медицинскую сортировку;
  • организовать оказание помощи пострадавшим;
  • оказывать экстренную медицинскую помощь пострадавшим в соответствии с сортировочными решениями;
  • оказывать помощь личному составу спасательных формирований при получении ими травм любой степени тяжести, каждое оказание помощи фиксировать в «Карте вызова СМП», докладывать о её оказании руководителю спасательных работ;
  • доложить фельдшеру ППВ уточнённую информацию о ЧС, далее докладывать регулярно в соответствии с ситуационной возможностью, но не реже, чем каждые 15-20 минут;
  • руководить работой прибывающих бригад СМП или передать руководство более опытному специалисту (СБ СМП) при наличии;
  • составить список пострадавших, в котором указать: Ф.И.О. (по возможности), пол, примерный возраст пострадавшего, ведущий синдром, определяющий тяжесть состояния пострадавшего, эвакуационное направление (место госпитализации);
  • руководить эвакуацией пострадавших, по возможности/необходимости привлечь попутный транспорт;
  • представить заключительный доклад фельдшеру ППВ;
  • покинуть зону ЧС после завершения спасательных работ и/или разрешения руководителя спасательных работ.

 

Комплектацию и порядок использования укладки для пострадавших в ЧС бригадой СМП утвердить приказом данного ЛПУ заблаговременно, указать:

  • профиль, состав, перечень и количество наименований средств укладки;
  • условия хранения укладки;
  • вид стандартной упаковки укладки (сумки, чемодана, рюкзака);
  • порядок выдачи укладки;
  • порядок списания использованных медикаментов и средств, находящихся в укладке;
  • освежение, пополнение расхода укладки.

 

Общие людские потери включают:

 

безвозвратные потери:

  • Погибшие в результате ЧС.
  • Умершие в течение 7 суток от травм, полученных в результате ЧС, 30 суток — в результате ДТП.
  • Пропавшие без вести,

санитарные потери — лица, получившие повреждения различной степени тяжести, в результате ЧС.

 

При определении структуры санитарных потерь учесть:

  • Количество пострадавших, из них детей, беременных женщин.
  • Количество тяжёлых, требующих проведения жизнеспасающих и жизнеподдерживающих мероприятий, из них детей.
  • Количество пострадавших средней степени тяжести, из них детей.
  • Количество легко пострадавших, требующих амбулаторно-поликлинической помощи, из них детей.

 

Внимание! Структуру санитарных потерь с учётом вида ЧС рассчитывается заранее и представлена в «Плане медико-санитарного обеспечения населения муниципального образования и/или субъекта РФ в чрезвычайных ситуациях».

 

По данным медико-тактической разведки определить потребность в бригадах СМП, технических спасательных формированиях, возможные маршруты эвакуации пострадавших.

 

Бригаде СМП заполнить «Карту вызова СМП» в любом случае, даже при отсутствии пострадавших и/или погибших, указать:

  • время прибытия в зону ЧС;
  • вид ЧС;
  • адрес ЧС;
  • Ф. И. О., звание, должность руководителя спасательных работ.

 

Организовать работу медицинского поста в наиболее безопасном месте.

Структура медицинского поста:

  • место сбора пострадавших, хорошо видное на расстоянии (по возможности);
  • распределительный пост, где поток пострадавших делится на «носилочных» и «ходячих»;
  • сортировочная площадка — для определения приоритетов оказания экстренной медицинской помощи, в т. ч. эвакуационных приоритетов (в первую очередь, во вторую очередь);
  • площадка оказания первоочередной медицинской помощи;
  • эвакуационная площадка, удобная для погрузки пострадавших в санитарный и/или попутный транспорт по возможности.

 

К эвакуационным мероприятиям дополнительно можно привлечь (по возможности/по ситуации):

  • легко пострадавших;
  • свидетелей ЧС;
  • личный состав спасательных формирований;
  • сотрудников ГИБДД и др.

 

Бригады СМП, прибывшие в зону ЧС дополнительно:

  • доложить фельдшеру ППВ о прибытии;
  • доложить руководителю медицинских спасательных работ о прибытии;
  • выполнить сортировочные решения, принятые ранее, если таковые не требуют корректировки в результате ухудшения состояния пострадавшего;
  • доложить руководителю АСР об отбытии с места ЧС для выполнения экстренной эвакуации пострадавшего/пострадавших;
  • заполнить медицинскую документацию установленной формы на каждого пострадавшего, соблюдая установленные правила;
  • при госпитализации докладывать фельдшеру ППВ паспортные данные пострадавших (по возможности), диагноз или ведущий синдром, определяющий тяжесть состояния, эвакуационное направление;
  • действовать в каждом случае ЧС индивидуально в соответствии с оперативной обстановкой.

 

Соблюдать основные принципы принятия сортировочных решений.

Выявить пациентов, нуждающихся в изоляции и частичной специальной санитарной обработке (признак опасности для окружающих определяется по результатам медико-тактической разведки, выполненной специалистами режимного объекта и/или в соответствии с инструкциями режимного объекта):

  • пациентов, имеющих признаки поражения стойкими отравляющими веществами;
  • пациентов, имеющих признаки поражения радиоактивными веществами в дозах, превышающих допустимые;
  • пациентов, имеющих клинические проявления ОИЗ;
  • лиц, контактных с пациентами, заболевшими ОИЗ;
  • пострадавших с острыми психическими травмами, имеющих выраженное агрессивное поведение.

 

Выявить пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи (лечебный признак):

  • пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи по жизненным показаниям в данный момент времени: жизнеспасающих мероприятиях на месте в первую очередь или в эвакуации по жизненным показаниям в первую очередь;
  • пациентов, не нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи по жизненным показаниям в данный момент времени: пациентов, экстренная медицинская помощь может быть отсрочена и оказана во вторую очередь; пациентов, получивших травмы, несовместимые с жизнью; пациентов, нуждающихся в амбулаторно-поликлинической помощи.

 

Выявить пациентов, нуждающихся в эвакуации (эвакуационный признак):

  • Пациенты, нуждающиеся в эвакуации по жизненным показаниям в первую очередь.
  • Пациенты в стабильном состоянии в данный момент времени, эвакуация во вторую очередь.

 

Ускоренную сортировку проводить:

  • При большом количестве единовременно пострадавших.
  • Когда медицинских спасательных сил в данный момент времени недостаточно.

 

Соблюдать правила обследования пострадавших в ЧС при проведении ускоренной сортировки:

  • Определить наличие/отсутствие сознания.
  • Определить наличие/отсутствие дыхания.
  • Определить пульс на магистральных артериях.
  • Определить наличие/отсутствие травм с явлениями шока.

 

Соблюдать правила обследования пострадавших в ЧС при проведении окончательной сортировки:

  • Определить в баллах уровень нарушения сознания по ШКГ.
  • Оценить выраженность острой дыхательной недостаточности.
  • Оценить выраженность острых гемодинамических расстройств.
  • Определить наличие травм с явлениями шока, кровопотери в следствие наружного / внутреннего кровотечения.
  • Осмотреть и пальпировать пациента последовательно: голову, шею, грудную клетку, живот, область таза, нижние конечности, верхние конечности, область спины и позвоночника.

 

Сортировочные решения при проведении ускоренной сортировки:

  • Выявить только пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи по жизненным показаниям на месте (красная маркировка).
  • Все остальные, в том числе, погибшие.

 

Последовательность и объём экстренной медицинской помощи при ускоренной сортировке:

  1. Остановить наружное кровотечение любым доступным способом.
  2. Восстановить и поддерживать проходимость дыхательных путей.
  3. Провести противошоковые мероприятия, в первую очередь придать противошоковое положение.
  4. Провести сердечно-легочную реанимацию.

 

Сортировочные решения при проведении окончательной сортировки:

  • Выявить пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи по жизненным показаниям на месте в первую очередь (красная маркировка).
  • Выявить пациентов, нуждающихся в эвакуации по жизненным показаниям в первую очередь (жёлтая маркировка).
  • Выявить пациентов, экстренная медицинская помощь и эвакуация которых может быть отсрочена, выполнена во вторую очередь (зелёная маркировка).
  • Выявить пациентов, имеющих травмы, несовместимые с жизнью, и погибших (чёрная, белая или чёрно-белая маркировка).

 

Рассчитать возможный объём помощи, оказываемой в зоне / на границе очага ЧС, исходя из данных медико-тактической разведки:

  • вида, условий ЧС;
  • количества пострадавших в ЧС;
  • соотношение лиц, требующих проведения жизнеспасающих и жизнеподдерживающих мероприятий, к общему количеству пострадавших;
  • количества сил и средств, привлечённых к ликвидации последствий ЧС, в данный момент времени.

 

Оказать посиндромную помощь в объёме:

  • первой медицинской помощи (для ограниченного количества медицинских работников при большом количестве единовременно пострадавших);
  • доврачебной помощи;
  • первой врачебной помощи;
  • квалифицированной медицинской помощи.

 

При выполнении госпитализации учитывать:

  • удалённость места ЧС от профильных, многопрофильных и общепрофильных ЛПУ;
  • возможности конкретных ЛПУ, принимающих основные потоки пострадавших;
  • количество пострадавших, нуждающихся в госпитализации единовременно;
  • тяжесть состояния пострадавших;
  • профиль пострадавших (хирургический, в том числе реанимационный, терапевтический).

 

Экстренную медицинскую помощь направить:

  • на коррекцию нарушения дыхания;
  • коррекцию нарушения гемодинамики.

 

При выполнении госпитализации учитывать:

  • удалённость очага ЧС от профильных, многопрофильных и общепрофильных ЛПУ;
  • возможности конкретных ЛПУ, куда направляются основные потоки пострадавших;
  • количество пострадавших, нуждающихся в госпитализации единовременно;
  • тяжесть состояния пострадавших;
  • профиль пострадавших.

 

Выполнить госпитализацию с учётом особенностей ЧС:

  • Пациентов, имеющих лечебные и эвакуационные приоритеты (в первую очередь), госпитализировать в профильные отделения ближайшего ЛПУ.
  • Пациентов, экстренная медицинская помощь и эвакуация которым была отсрочена (во вторую очередь), госпитализировать в специализированные ЛПУ.
  • Избегать госпитализации большого количества пострадавших в одно ЛПУ.
  • Применить «веерную» эвакуацию, рассредотачивая пациентов в несколько профильных ЛПУ (учитывать возможность территории).

 

В условиях пожаротушения бригаде СМП:

  • Прибыть в зону возгорания.
  • Доложить о прибытии руководителю пожаротушения.
  • Дислоцироваться в безопасном месте, указанном руководителем пожаротушения.
  • Выяснить у руководителя пожаротушения сведения о характере очага возгорания (жилая, промышленная зона, площадь возгорания, наличие опасных веществ в очаге возгорания и/или вблизи него и т. п.), наличие пострадавших, из них детей, наличие погибших.
  • Доложить фельдшеру ППВ о прибытии в зону возгорания;
  • В «Карте вызова СМП» отметить время прибытия, Ф.И.О., звание, должность руководителя пожаротушения;
  • При госпитализации докладывать фельдшеру ППВ паспортные данные пострадавших (по возможности), диагноз и / или ведущий синдром, определяющий тяжесть состояния, эвакуационное направление (обязательно).

 

При дорожно-транспортном происшествии бригаде СМП действовать аналогично общим правилам работы в ЧС.

 

Бригаде СМП соблюдать правила:

  • Машину СМП установить в безопасном месте в радиусе не ближе 10 м от места ДТП.
  • При оказании помощи учитывать опасные факторы ДТП: неустойчивое положение повреждённого автомобиля, разлитие топлива, наличие опасного груза и разгерметизация емкости для его перевозки, задымление и возгорание, др.
  • Фрагменты автомобилей и др. предметы ДТП не перемещать.
  • Лечение пострадавшего, зажатого в повреждённом автомобиле, начинать только после обеспечения безопасности оказания помощи.
  • Извлекать пострадавшего из транспортного средства после стабилизации шеи и спины.
  • Решать вопрос по извлечению пострадавшего из повреждённого транспортного средства в каждом случае индивидуально с учётом следующих условий: наличие внешних опасных факторов, зажатие пострадавшего в повреждённом транспортном средстве, тяжесть повреждений, опасных для жизни пострадавшего, состояние окружающей среды и наличие свободных бригад СМП на месте ДТП и др.

 

При массовом травмировании участников культурно-массовых мероприятий бригаде СМП действовать аналогично общим правилам работы в условиях ликвидации последствий ЧС.

 

При выполнении массовой экстренной эвакуации пациентов из ЛПУ при авариях на коммунально-энергетических сетях, при пожаре и др. опасных ситуациях в ЛПУ действовать:

  • Диспетчеру ППВ по стандартной схеме.
  • Руководителю СМП по стандартной схеме.
  • Бригаде СМП по стандартной схеме.

Бригадам СМП учитывать информацию о пациентах, подлежащих экстренной эвакуации: диагноз, тяжесть состояния и эвакуационного направления, определённое руководителем данного ЛПУ.

 

Руководителю станции / подстанции / отделения СМП в первые сутки после завершения ликвидации медицинских последствий ЧС провести разбор работы в ЧС с анализом качества, полноты и своевременности проведения лечебно-эвакуационных мероприятий:

  • собственных действий;
  • нижестоящих руководителей;
  • фельдшеров ППВ;
  • бригад СМП.

 

2010 г.

 
Опубликовано в рубрике Без рубрики